Из заведомых легковушек перед нексией имеет преимущество 2108 - у неё короткие свесы и через канавы она проходит гораздо легче. По колеям, грязи, разбитому асфальту преимущество имеют машины с большим радиусом колеса - из ВАЗов это Нива и Надежда - на их счёт вопосов нет, я полагаю?

По снегу, песку, лужам - я на нексии смело лезу там, куда на шохе и не думал соваться. Ездить, конечно, надо уметь. Не умеючи - можно и ниву засадить там, где нексия проходит, проверено. Но если речь просто о плохой дороге - не вижу проблем. Главное, не тормозить уже попав в яму. Так можно и трактор убить нахрен. Гусеничный. Тормозить надо до ямы, на яме - отпускать. Или наоборот не тормозить, доворачивать рулём НА яму. Но динамическая разгрузка работает на скоростях ОТ 60 и требует хорошего понимания, что и зачем делаешь. В ряде случаев можно БЕЗОПАСНО ехать 100 там, где другие ОПАСАЮТСЯ ехать 40. Но если случай не из того ряда или пилот облажался - последствия не обрадуют.
Ну и при выборе нексии и калины за сравнимые деньги - я бы не колебался. Я бы колебался, если за мою пятилетку со 165ткм за спиной и 2.5 ДТП предложили новую калину. А уж если калина дороже - да накой она мне нужна за такие деньги?