Купленная в октябре 2005 года «Нексия» приятно удивила: вместо закисающей выдвижной штыревой антенны в левом заднем крыле аккуратная антенна установлена на крыше и имеет систему изменения наклона; плюс к тому же вместо магнитолы «Танк» стоял куда более приятный «Clarion» (правда, тоже кассетный).
Из минусов: осталась невнятная родная акустика «из картона». Звук был некачественный (на мой достаточно взыскательный слух) и слабый.
На семейном совете (я и отец – он тоже аудиофил «с бородой») было решено менять музыкальную систему. Просмотрев статьи в Интернете и в нескольких журналах, был сделан вывод: вполне можно управиться своими силами, причем используя штатные места (подиумы мы решили не делать принципиально, да внутри дверей стоят стеклоподъемники и там особо не развернуться).
Демонтировать передние динамики оказалось не так уж сложно – просмотрев на одном из сайтов описание с иллюстрациями, я управился за несколько минут. Замечу, что вместо короткой отвертки я использовал специнструмент типа «гибкий вал» (куплен за 2 бакса в одном из строительных магазинов вместе с комплектом бит) – им намного удобней крутить саморезы рядом с ветровым стеклом.
Сначала я хотел поставить приглянувшиеся мне PowerAcoustic (10 см), но они не полезли по высоте. Вообще, монтажная глубина там оказалась в пределах 43-45 мм, что ограничило полет фантазии.
В качестве фронтальной акустики встали Pioneer 1048 (если верить надписям на коробке, произведенные в Бельгии) купленные в большом вызывающем доверие центре автомузыки в Туле. В комплекте шли провода, саморезы, декоративные решетки – все как положено. Прежде чем установить эти динамики в авто, я их протестировал на генераторе – оказалось, что они просто «давят» (в хорошем смысле) средними и высокими, а низкие слышны примерно от 80 Гц (еле-еле), а на 100-120 уже приемлемо (насчет низких я особо не заморачивался – впереди светила установка саба).
К тому же аналогичная модель динамиков, просмотренная в нашем городе, оказалась, хм… несколько отличной от моей и с кривыми клеевыми мазками.
С тыловой акустикой все проще. Доступ к ней легкий. Из всей гаммы динамиков (на свой вкус и кошелек выбирал отец) приглянулся Lanzar, модель на память не помню, 16 см, 2-компонентные коаксиалы, магнит обтянут резиной. При проверке на генераторе они запели от 45 Гц (довольно тихо), на 80 Гц стало нормально, правда, несколько обвалили самые верха (для тыла это не очень важно).
Провода остались штатные. Они вполне приличные, тем более, что один мой знакомый, установщик из «Блюзмобиля» (!), их посмотрел и вынес вердикт «Менять только если будет усилитель, они для обычной мощности нормальные». Правда, пришлось разобрать колодки у задних колонок (они подходят только под родные динамики), а клеммы закрыть цветными кембриками (чтобы не путать «+» и «-»).
«Clarion» заменил на «Clarion», но дисковый с МР3. Почему «Clarion»? Потому как отзывы об этой марке идут такие, что там меньше всего «украшательств» звука, что мне импонирует. Модель 359 RGMP (зеленая подсветка, в тон подсветки панели). ISO-разъем перестыковался без проблем и перекроссировок.
Далее настала очередь саба. В моем «Опеле» стоял саб Kenwood KFC-253 и усилитель Blaupunkt GTA 2100. Саб там был установлен как free-air, за задним сиденьем (соответственно усилена задняя стенка и проложены резиной все щели). Но этот динамик умеет играть и в ящиках с фазоинвертором (все параметры типа объема ящика и геометрических размеров фазика указаны в инструкции к динамику).
Ящик сделан в виде параллелепипеда, довольно плоский, практически во всю ширину багажника между задними арками. В качестве материала использовал ДСП 18 мм (от старого шкафа, очень прочные панели, к тому же покрыты шпоном и пролакированы), передняя стенка дополнительно усилена фанерой 10 мм. Внутри распорка-шпангоут, все швы промазывались герметиком «жидкие гвозди», Саморезы фосфатированные 4,2х62 (те, что для гипсокартона и металлокаркаса). Фазоинвертор коробчатый, из фанеры 8 мм, проклеен и стянут шурупами, пропитан (особенно по швам). Снаружи саб обтянут карпетом в тон обивке багажника. Динамик установлен в правую часть корпуса, на левой части закреплен усилитель.
Провода питающие 10 кв.мм. Сигнальные – коаксиальные в двойной экранировке. Прокладку проводов попутно выполнил вышеупомянутый установщик, когда он мне ставил сигнализацию. Масса усилителя выполнена под болт левого заднего ремня безопасности. Силовой «+» и управляющий проведены по левому порогу, там же проведены сигнальные провода. «+» проходит под капот, там на кронштейне установлена «колба» - предохранитель усилителя на 60 А. Сигнальные провода подключены к линейному выходу магнитолы, управляющий – на провод магнитолы «активная антенна». Поскольку сабвуфер нужен не всегда, то управляющий провод имеет дополнительную коммутацию через выключатель. Сам выключатель выведен под торпедо, слева от магнитолы, параллельно управляющему проводу подключен зеленый (все в тон) светодиод, индицирующий состояние сабвуфера. Сам светодиод выведен над выключателем. Получилось достаточно стильное и практичное решение.
Тестовый диск (частоты с 10 Гц с шагом 5 Гц до 100 Гц, далее с шагом 10 Гц до 200 Гц) показал, что саб начинает «дышать» на 15 Гц (его вроде бы и не слышно, но кое-какие органолептические ощущения наличествуют), на 20 Гц появляется тихое басовитое «пение», к 40 Гц уже идет звук во всю мощь и так где-то до 85-90 Гц (так называемое плато), от 100 Гц идет плавное снижение отдачи саба, а после 180 Гц саб уже практически не играет, зато вовсю «давят» динамики в салоне.
В качестве тестовых музыкальных записей я использовал (как и во всех случаях проверки аппаратуры) CD-диски Pink Floyd («Dark side of the Moon») и J.M.Jarre («Enquinox»). Там масса звуковых эффектов (бульканье капелек, звон монеток, голоса «за кадром» и т.д.), отличная сцена стерео.
Музыку (классику) на полностью настроенном комплекте аппаратуры прослушал выпускник Гнесинки. Его вердикт краток: «Весомо».