-
Зарайский, Озерский, Луховицкий районы.
Это собственно отчёт о покатушках "Пикник на обочине" - но благодаря оргам есть описания каждого КП с достопримечательностями - так что пойдёт и как описание путешествий. Сразу предупреждаю - дороги районные, то есть тем, кто на МКАДе находит "ужасные колдобины" - туда нельзя
Немного выспавшись, пытаюсь отписаться более внятно. Вторые покатушки начались ещё сумбурнее первых. В Тулу я на сей раз метнулся оперативно, но почему-то лечь спать раньше часа ночи опять не получилось. А подъём не позже шести... С трудом распихав экипаж и "отметя как неорганизованные" реплики штурмана (юнга обошлась без реплик, только мычала и переворачивалась на соседний бок) на тему "а может не поедем" – запихали приготовленный шмурдяк, воткнули навигацию и отправились. Произведя успешный старт в назначенное время, я ткнул СитиГиду точку финиша примерно под Коломну и расслабился. СитиГид голосом "железной девы финского происхождения" сперва всё уговаривал блудный экипаж вернуться на МКАД, но в районе ТТК сдался и повёл вроде бы в нужном направлении. Я расслабился и заснул включил внутренний автопилот. Только когда на прямом шоссе, ведущем прочь от Москвы железная дева проворковала "через пятьсот метров поворот направо" – я начал просыпаться. Проскочив упомянутый поворот и поняв, что дорога ведёт почему-то не в Рязань, а в Домодедово – встал и занялся ориентированием. Сгоряча решил всё же довериться программе, сдал назад и повернул направо. Приехал в какую-то деревню, откуда ни одной внятной дороги не было. Самое смешное, что в ту же деревню, с трудом вписываясь в тесные повороты, забралась фура с нездешними номерами. Тоже, видимо, доверился навигатору... Выяснилось, что это тупое жЫвотное СГ, этот блин СусанинГерой, показав при выборе маршрута вполне адекватный путь по М5 (хотя и собираясь вести туда по МКАДу – ну это у него всегда, он же герой, а нормальные герои всегда идут в обход), в процессе ведения переключилось с карты области на более подходящую карту города, а так как на ней точки финиша понятно не оказалось - проложило новый маршрут – к точке на имеющейся карте, БЛИЖАЙШЕЙ к точке финиша ПО КООРДИНАТАМ. Ну а раз карта города (mos77) накрывает аэропорты – то ближайшая точка оказалась именно в Домодедово... Через десять минут поняв, что программа лучше нас знает, как надо прокладывать маршрут и переубедить её не удастся, время уже восьмой час, а ехать дофига – просыпаюсь уже окончательно и начинаю рыть настоящие карты – генштабовку с арбалетовкой. Вариантов ровно два – возвращаться на МКАД или уходить лесом-полем через стратегическую "бетонку". Развернувшись прямо перед аэровокзалом (ближе негде), ухожу вправо и вдоль забора лётного поля – на бетонку. Покатушки начались – пугая местных неместной (и в общем-то неуместной на дорожке в снегах шириной ровно с лопату грейдера) скоростью ломимся в сторону Бронниц. Далее просто – М5, Луховицы и вполне внятная дорога на Зарайск. В Луховицах заправляюсь – бензин по 17 рублей я не видел с лета 2007. Проезжаем Зарайск. Тут уже попадаются "наши" – пока без наклеек, но все легко опознаются по неадекватному поведению. За мостом через Осётр поворачиваем и стрелка, выйдя за 100, обратно уже не возвращается. До окончания регистрации пятнадцать минут. Средняя скорость на участке "начало легенды – поворот в базовый лагерь – 120 ровно. Максимальную не скажу
). В оправдание могу сказать, что единственная машина в зоне видимости – маячащий перед нами Форд с МТСовскими яйцами на борту. Судя по поведению (по тому, что мы его так и не догнали) – он едет туда же и так же опаздывает.
К регистрации мы всё же успели. Номер на сей раз 50 – к хвосту ближе. Есть время перевести дух и кофию откушать. Тем более что жрать купить предполагалось по дороге, а было уже не до того...
Старт. Мимо видавшей виды "нивы Тамирлана" уходим на дистанцию. Уже на ходу втыкаю запись трека -54.695560,38.788493, 10.43. Штурман роется в раздатках – на сей раз просто удивления достойного качества. Чёткие схемы КП с компасной стрелкой, схема условных обозначений, карта – хоть на стенку вешай... Помня, что легенду надо проходить после всего, бежим брать ближние КП – а то оставили бы на закуску, добрать остатки времени не рискуя опоздать. Зря между прочим – они фломастерные, то есть время их взятия не фиксируется никак. Но про это мы уже после легенды подумали. Всё же опыт – необходим, а у нас вторая гона только, и на прошлой регламент был простой... Первое КП - КП 14 Даровое - имение отца Достоевского, тут маленький Федр смотрел за тяжелым трудом крестьян и в будущем отразит эти типажи в своих произведениях. Ну а сам хозяин усадьбы, отличавшийся жестоким нравом, лихо поучал своих крестьян в вопросах рубки леса, за что в 1839 ему был «карачун» на опушке леса у деревни Черемошня. Прямо на дороге стоит табличка "музей Достоевского", так что находим легко и берём сходу 54.687722,38.740735, 10.51. Ещё одно по пути - КП 18 Струпна. Большое село на высоком берегу Осетра. В селе хорошо сохранившееся здание приходской школы, а около церкви стоит небольшая надгробная часовня. Сама церковь стоит на месте более древней, о чем свидетельствует закладочный камень в стене церкви. Тоже берём сходу54.713828,38.819273, 11.04 (а надо было оставить – они фломастерные, можно было взять после легенды, как раз время было)... На выезде из Струпны на основную дорогу пытаюсь пропустить встречных пикниковцев – и ниасиливаю. Снег всё же не такой рыхлый, как иногда кажется, сел. Не успел выскочить – уже собрались спасатели, сразу несколько. Я дольше трос доставал – обновил кстати, прошлый порвался осенью. На сей раз тянут грамотно – трос цел, машина вылезла.
Решаем обойти север и восток – там вроде бы КП погуще стоят. КП на дополнительных окошках карты даже не рассматриваем – далеко, много времени потеряем. Наше дело – взять те, что поближе. Сначала в городе – целых два. А, блин, одно и не КП вовсе, а чем-то очень полюбившаяся оргам АЗС... А мы так даже и не увидели её – всё мимо да мимо... Но есть ещё одно, где-то в глубине заводской территории, но ворота открыты и знаков нет, так что смело заезжаем.
Там уже полно машин и все что-то ищут. По плану тут вроде церковь с часовней – но ничего похожего нет. Народ бежит толпой куда-то в закуток за ржавыми вагончиками. Бежим туда же – гм, призма... А, это же 19 номер, КП 19 Маленькие электровозики - на окраине Зарайска есть по своему уникальная техногенная достопримечательность - узкоколейная железная дорога. Маленькие электровозы как игрушечные стоят на маленьких рельсах, обычный трамвай кажется гигантом по сравнению с этими лилипутами. Электровозы в запустении с 2007 года, рядом находятся и брошенные вагонетки, но изредка некоторые из них перемещаются по рельсам до сих пор. – не тринадцатый, цифры шрифта схожие. Номер на вагончике – и бежим дальше.54.777465,38.894118, 11.34
Теперь на восток – там два КП не очень далеко. Проезжаем город, выбираемся на трассу – полетели. Какое-то имение, куда Пушкин не доехал... КП 27 Илъицино - имение некогда принадлежавшее Гончаровым. Пушкин в это имение ни разу так и не доехал хотя и собирался. При Наталье Гончаровой в имение был деревянный дом, 2 флигеля, церковь и очень большой яблоневый сад. Сейчас сохранилась только церковь и сад, дом сгнил и завалился, а флигели сгорели...
В общем всё тут погорело, осталась только аллея тополей, и та судя по толщине стволов посажена в середине 90-х. На дорожку соваться не стали, кто-то тут уже буксовал, а нам не надо. Судя по схеме, КП совсем рядом. Бежим по снегу вдоль стволов внутри аллеи. Призма должна быть с этой стороны. Но нету. Убежали уже больше ста метров – нет, не должно так далеко быть. Бежим обратно – та же фигня. Находим два плодосъёмника, пучок содранной с деревьев коры – иничего больше. Приезжает другой экипаж, быстренько пробегает – и обратно. Вот блин... Ищем ещё раз – в лунке, выдавленной ногой у ствола дерева – краснеет верхний край призмы. Нижний под снегом. Фломастер рядом. Как они его нашли – непонятно. Остаётся только сделать отметку – и обратно 54.766060,39.087122 11.48 – 12.06. Надо же, всего 15 минут – а по ощущениям все полчаса мы там пробегали.
Ещё одно КП на этой же дороге - КП 21 Апонитищи - полторы тысячи лет назад на высоких холмах занимаемых сейчас селом было крупное славянское городище. После раскопок проводившихся в этих местах в начале 80-ых годов XIX века, стало доподлинно известно, что тут занимались ловом речной рыбы и «гоном» бобров.
Посмеявшись, как можно гнать бобров – через змеевик-дистиллятор или по этапу из Бобруйска, и почему их гнали полторы тыщи лет тому, а Понтищи до сих пор – сходу берём фотоКП. Рядом удивительная вещь – лепнина из бетона с цифрой 1982 и изображением пивной кружки. Ну, лепнина с годом – это студенческий стройотряд, но чтоб ССО мог такую алкогольную пропаганду налепить... Впрочем, времена ВОт Доброго Какого Андропова – тогда можно было наверное. 54.822092,39.036415, 12.17.
Теперь на север. Только ещё одно восточное КП возъмём - КП 23 Кончаково — маленькая деревня, раскинувшаяся по двум берегам пруда. Вроде бы ни чего интересного, если бы не одно маленькое НО. В этом населенном пункте идеально прослеживается граница (межа) некогда существовавшей тут усадьбы. В XX веке на месте господского дома появился фельдшерско-акушерский пункт. Не сразу находим дом – кажется что на фельдшерский пункт это не похоже. Бегаем в деревню, но понимаем что это не там. Совещаемся в поле – так вот призма, на нас смотрит. А сколько окон? В стене – три окна и дверь. Но за углом уступом ещё одна стена с окном – оно тоже с этой стороны... Пишем политкорректное "3+1+дверь"
. 54.851095,39.091355, 12.41
Ну теперь уж точно на север – первое КП списка КП 6 Матыра – интересное село с некогда довольно крупной помещичьей усадьбой. В 1937 году в селе разрушили единственную церковь, но в недавние времена – восстановили, а рядом построили еще одну интересную по архитектуре церковь. На кладбище у церквей сохранились фундаменты двух старинных стел над склепами. В самом селе стоят руины барского дома или флигеля.
Слово "флигель" несколько настораживает – поиски "флигеля", само понятие которого было чуждо аборигенам Пешково нам с прошлых покатушек запомнилось. Но ничего, площадочка и столб прямо на нас глядит. А кто из этих домов – флигель? А, пофигу, все кирпичные. Пишем "кирпич" – и дальше. 54.950982,38.906718, 13.31. Тут целый "малинник" КП, пытаемся собрать по порядку. Деревянный заяц у магазина в Круглово, которого все на всякий случай фотографируют, хотя он не КП, а только контрольный вопрос. КП на краю деревни - 54.921020,38.843647, 13.40. Где-то тут недалеко Спас-Дощатый. Дорожка ведёт прямо в поле, поверх довольно глубокого снега – здоровенная колея, как на шишиге рассекали. Нет, нам туда не надо, снег мы уже под Струпной попробовали – не катит по нему Ксюша – юбочка... на бампере... Возвращаемся мимо зайца – опа, бдительные селяне его накрыли картонной коробкой. А то ездиють тут, фотографирують, вдруг шпиёны? КП 13 Городна - одно из родовых имений Бутурленых. Сейчас от усадьбы сохранился небольшой парк и сильно перестроенная сторожка у некогда существовавших въездных ворот. Особый интерес представляет довольно большая часовня. На окраине села стоит церковь. 54.964843,38.795518, 13.53. На церкви полустёртая фреска – в имени святого видна только первая буква, но она-то нам и нужна. КП 20 Берхино - довольно большая деревня на левом берегу Осетра. Эта деревня интересна большим порогом, на реке у деревни, не свойственным для равнинного Подмосковья. Порог при всей своей живописности рукотворный, некогда на этом месте стояла плотина мельницы. 54.940677,38.790353, 13.59 Очень красивая речка, прерываем гонку на пару минут, фотаемся и уславливаемся летом обязательно съездить на Красивую Мечу, где мы катались с Сузуки-клубом летом 2007 года. С каким-нибудь клубом или просто так, сами – для бешеного оффтопика пятьсот вёрст не крюк. Но если кто хочет присоединиться – места там красивейшие.
).
Так, северо-запад мы взяли, теперь в сторону лагеря. Опа, а это что за секретная трасса? На карте нет её - 54.895052,38.845017. Ага, вот где дорога в Спас-Дощатый! А вот и сам он – КП 25 Спас-Дощатый - небольшое село на берегу Осетра стало известно после чудесного спасения Ивана Грозного при кораблекрушении на реке. Сейчас в селе можно найти каменную церковь, стоящую на месте деревянной обветшавшей, построенной по указу царя. А на окраине села, по местным слухам, сейчас стоит дача главного архитектора Москвы. Более-менее понятно – главный архитектор вряд ли имеет дачу в селе без дороги. А вот где тут Иван Грозный ухитрился кораблекрушиться с угрозой летального исхода – непонятно. Ну и ладно, у них, царей, свои причуды – особенно причудливо цари умирали. Такого разнообразия и в учебнике криминалистики не найдёшь... А вот какого цвета надгробный камень? На квадратике из розового гранита стоит серый памятник – что из них "надгробный камень"? Опять политкоррективитом страдать – "серое на розовом"... 54.892228,38.799368, 14.19. Побежали дальше. Пытаемся взять №15. Доехали до Пенкино, потыркались – ну, дорожка, да. На ниве вполне проезжаема... А нам – как-то уже не айс, вернее наоборот – сплошной айс в мелкокристаллической форме. Разворачиваемся - 54.838633,38.881480, 14.29. Возможно, дорога туда есть с другого берега, через Протекино, но то ли есть, а то ли и нет. Бежим в Овечкино, где и берём КП 8 Овечкино - небольшая деревня неподалеку от Зарайска. Как следует из его названия, тут всегда занимались и занимаются выращиванием скота и прочей живности. Большая действующая МТФ, трактора, кучи навоза на всем пути к деревне - жизнь кипит! Ну а в самой деревне есть остов старой часовенки, старый пруд и красивый вид на Осетр. Считаемуглы у часовни – три стены, два угла и смешно запертые дверцы 54.797362,38.844523, 14.46.
Отсюда было бы рукой подать до КП 15 в недостигнутом нами Радушино: КП 15 Радушино - некогда большое село. В 1771 году на деньги прихожан была построена церковь. Сейчас церковь хорошо восстановлена. Ее интересный купол в стиле провинциального барокко и колокольня с высоким шпилем хорошо видны из окрестных сел и деревень, но что-то мы не додумались, постановили КП №15 неберущимся и завершили ориентирование по карте, пошли на легенду – 54.752430,38.843397, 14.54 И в прошлый раз КП №15 был у нас последний и нам не дался – закономерность однако...
Как мы брали легенду – продолжение следует 
-
-
Зарайский, Озерский, Луховицкий районы.
Лучший путь по Каширке до Ступино, от Ступино до Озёр, а от Озёр до Зарайска :-)
Путь по километражу может и длиннее, но по времени выгоднее, трасса шире и машин
МНОГО меньше. Зимой по Каширке от МКАД до Озёр примерно полтора часа занимает :-)
-
Зарайский, Озерский, Луховицкий районы.
k-113 , большой пасиб за массу полезной информации для моих небольших покатушек, до Зарайска все никак не доеду
-
Зарайский, Озерский, Луховицкий районы.
До Зарайска-155, через Луховицы. Через Озеры - чуть дальше. Обратно в Москву - через Каширу не люблю, там плохой пост ГАИ на трассе Дон, задержка большая.
Действительно, туда лучше ехать по трассе "дон", а возвращаться по Рязанке.
Заодно заедете в имение Гончаровых\в 14 верстах от Зарайска\ неподалёку от Луховиц.
Как написал губернатор Луховиц: "Есть на свете 3 столицы: Москва,Рязань и Луховицы!",
и повесил на трассе.
Кстати, на Осетре был найден самый большой в России золотой средневековый клад. А кремль Зарайский - один из древних, очень интересно посмотреть.
-
Зарайский, Озерский, Луховицкий районы.
Если ехать по Новой Рязанке от Коломны в сторону Луховиц, то слева по трассе за лесочком-отличные озера. Песчаное дно. Летом Коломенские и Луховицкие там купаются. Были мы там, раньше жили рядом. :-X
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума